FortTrade
+7(495) 9-8888-00
+7(495) 725-42-21
г.Москва, ул. Родниковая, д.36
E-mail: Sales@FTF.ru
Пн – Пт: 9:30 - 18:30
Сб: 10:00 - 15:00
Наверх

Сертификация продукции




Для проверки соответствия поставляемой и производимой продукции определенным требованиям используются организационно-технические процедуры, формы и методы для контроля, диагностирования, анализа причин брака, отказов, рекламаций и др. несоответствий. Эти процедуры могут выполняться поставщиком продукции или по его заказу третьей стороной. Поэтому у потребителя могут возникнуть сомнения в объективности предоставленной ему информации.

Отсюда возникает такое понятие как государственный надзор, осуществляемый органами Госстандарта и Госсанэпидемстанции России. Особенности государственного надзора состоят в том, что они: дают выборочные оценки с более низкой достоверностью, чем оценки производителя (попытка поймать дефектное изделие среди малой выборки продукции); не могут по всем видам проверок выполняться специалистами столь же высокой квалификации. Однако не стоит забывать, что в условиях рынка продвижение товаров процесс гораздо более сложный, и информация о качестве продукции в данном случае является существенным плюсом. Именно этим объясняется широкое распространение 3-его вида контрольного надзора сертификации товаров и услуг.

Главное отличие сертификации продукции от предыдущих видов контроля заключается в том, что она проводится третьей стороной, которая не зависит ни от поставщика, ни от потребителя. Наличие и использование такого вида деятельности позволяет решить целый ряд важнейших проблем социального и экономического характера. Особую актуальность сертификации продукции следует отметить в связи с обеспечением безопасности продукции бытового назначения, охраной здоровья и окружающей среды.

Сертификация основывается на следующих основных принципах:

  • Государственности — обеспечении государственных интересов при оценке безопасности продукции;
  • Добровольности использования сертификации продукции изготовителем в целях рекламы;
  • Объективности (независимость от изготовителя и потребителя);
  • Достоверности — использование профессиональной испытательной базы;
  • Исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;
  • Демократичности — предоставление изготовителю самому выбрать орган по сертификации;
  • Установление ответственности участников сертификации продукции;
  • Многофункциональности использования результатов сертификации продукции (изготовителем, торговлей, потребителем, таможней и т.д.);
  • Открытости полученной информации;
  • Разнообразия форм и методов проведения сертификации продукции с учетом спецификации данной продукции.

Сертификации могут быть обязательными и добровольными.

Обязательная сертификация продукции:

Имеет место в тех случаях, когда:

  • Стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению и требуют подтверждения уполномоченных органов.
  • При проведении государственной политики в области повышения конкурентоспособности продукции и т.д.
  • Присоединение страны к международной системе сертификации.

Принятие законов о безопасности конкретных видов продукции, с указанием конкретных ссылок на определенный стандарт. В России формирование системы обязательной сертификации регулируется Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Организация и проведение сертификации включает в себя 2 стадии:

  • Обеспечение и реализация условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации (речь идет о производстве продукции, которая должна быть сертифицирована);
  • Организация и проведение сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно- технической документации (подтверждение соответствия нормативному документу или иному виду требований).

Вышеуказанные стадии органически взаимосвязаны и составляют единую систему проведения и обеспечения сертификации.

Необходимо упомянуть, что взаимодействие 2 типов систем сертификации продукции (обязательной и добровольной) в разных странах складывается неодинаково. Так в странах, где сильны позиции производителей (напр. Германия), роль государственного надзора минимальна и сводиться к лицензированию производства и к контролю за безопасностью выпускаемой продукции. В таких случаях роль добровольной сертификации продукции является доминирующей. В странах с неразвитой (либо плохо развитой) рыночной экономикой (напр. Россия) сильны государственные органы.

Учитывая специфику рассматриваемого вопроса, следует подробно остановиться на таком моменте как предмет или объект сертификации. Это, как правило, продукция или услуга, к свойствам и состоянию которой установлены специальные требования, подтверждаемые документально.

Среди объектов обязательной сертификации можно упомянуть следующие:

  • Все виды услуг населению;
  • Продукция (сырье, материалы, топливо, энергия, готовые изделия и т.д.);
  • Производственные процессы, системы качества и т.п.

Под объектом добровольной сертификации понимается продукция, подтверждение соответствия которой проводится по инициативе изготовителя или потребителя, а также других заинтересованных сторон. Таким образом, можно сделать небольшой вывод: Сертификация продукции представляет собой довольно сложный механизм взаимодействия различных видов оценок, производимых как в обязательном, так и в добровольном порядке. Конкретный выбор тех или иных методов сертификации будет во многом зависеть от статуса и целей проводимого мероприятия.

Сертификация продукции, ввозимой в Россию

Согласно постановлению ГТК России от 1.10.2000 г., импортируемый в страну товар иностранного производства должен быть сертифицирован в соответствии с российскими нормами сертификации. Есть некоторые виды продукции, необходимость в наличии сертификата соответствия для которых отсутствует. Но таких очень мало, даже если ввозимый товар не подлежит обязательной сертификации, фирма-импортер должна иметь на руках отказное письмо, в котором подтверждается отсутствие необходимости сертифицирования.

Действительность выданного в России сертификата соответствия согласно заключенным ранее межгосударственным соглашениям распространяется также на Белоруссию, Казахстан и Грузию. Все государства входящие в состав СНГ требуют соответствия ввозимой в эти страны продукции нормам Госстандарта. Такая ситуация обусловлена отсутствием в этих странах собственных высоко оснащенных лабораторий для проведения сертификационных тестов. Кроме Украины, выдающей собственный сертификат качества (на некоторые виды товаров), все остальные страны СНГ ограничиваются подтверждением выдаваемых в России сертификатов соответствия ГОСТ Р.

Сертификат качества ISО не является достаточным для подтверждения соответствия продукции стандартам ГОСТ Р. Существуют некоторые различия в нормах установленных ГОССТАНДАРТом и системой стандартов ISО. Поэтому вместо полученных сертификатов ISО и СЕ фирма обязана предоставить сертификат соответствия ГОСТ Р и гигиеническое заключение Минздрава РФ.

Для проведения таможенного оформления в таможенные органы предоставляется оригинал сертификата соответствия или копия, заверенная органом, выдавшим сертификат. Данный сертификат необходим для предоставления в таможенные органы при проведении таможенного оформления импортируемых товаров на основании Закона РФ “О защите прав российских потребителей”.

Нормативными актами Государственного таможенного комитета и Госстандарта утвержден перечень товаров, требующих обязательного проведения сертификации. Сертификат получает российское лицо на партию товара, поступившую по заключенному внешнеторговому контракту. Сертификат соответствия выдает уполномоченный для этого орган после проведения испытаний для каждого вида товара, требующего сертификации.

Сертификация - деятельность третьей стороны, независимой от изготовителя (продавца) и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Яндекс.Метрика